Войдите, чтобы комментировать

Ошибка проверки данных. Пожалуйста, проверьте корректность ввода или обратитесь в колл-центр.

На ваш телефон будет выслан код подтверждения.

Если SMS не пришло, попробуйте отправить повторно через 60 сек

Заполните форму и нажмите продолжить.
Минск
Ваш регион - Минск?
Выбор региона
Беларусь Брест Витебск Гомель Гродно Могилев Минск Полоцк и Новополоцк
Россия Москва Санкт-Петербург Екатеринбург Новосибирск
Авторизация | Регистрация
    Ваша корзина пуста, сделайте выбор
Нити судьбы, или все о ручном ткачестве
Татьяна Колосовская
Автор: Татьяна Колосовская
02.09.2021 \ Портреты

Нити судьбы, или все о ручном ткачестве

Полина Кузнецова живет в Речице, растит двоих детей и занимается ручным ткачеством. Как сестры Мойры из древнегреческих мифов, которые плели нити человеческих судеб, Полина создала собственную, связав ее со старинной технологией, знакомой нашим предкам.

О своем ремесле

Я занимаюсь ручным ткачеством и всем, что с ним связано: тку ковры, роскошные шарфы и шали, декоративные чехлы для подушек, делаю челноки для ручного ткачества из экзотических пород древесины, придумываю и воплощаю станки и приспособления, делаю сувениры и украшения для ткачей, перевожу и пишу материалы о ткачестве, пряду и тку из собственных нитей. Также недавно получилось воплотить свою давнюю мечту — начать делать струнные музыкальные инструменты.

Полина Кузнецова

Я изобрела удобные многоуточные челноки (уток — поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными — основой), которые позволяют нескольким бобинкам разматываться одновременно с одним натяжением и выходить из челнока уже в виде единой сложенной нити. Для их создания я заказываю древесину в Санкт-Петербурге. Мне нравится работать с грушей, ясенем, орехом, падуком, мербау, венге, сапеле, ироко и другими твердыми породами.

Сейчас разрабатываю небольшой переносной станок с большим числом ремиз (планки со специальными петлями, поднимающие и опускающие разные группы нитей) с довольно уникальной системой их поднятия. На нем можно будет создавать сложные прекрасные узоры, он не занимает много места и легкий для переноски.

Само ткачество — древнейшая технология создания тканей на станке, которая давно стала частью промышленности, но сейчас переживает свое возрождение как ручное ремесло. Подготовка пряжи, заправка в станок, разработка узоров — сложные процессы, требующие серьезных расчетов, творчества и бесконечного терпения. Все это ради волшебства — ткачества. Из хаоса нитей рождается и растет на глазах структурированная, упорядоченная, радующая глаз новая вещь. Есть во всем процессе переплетения основы и утка что-то сакральное: не зря слово "тантра" с санскрита переводится как "ткачество" / "ткацкий станок".

Об увлечении ткачеством

С детства я любила возиться с нитями и волокнами: цвета, тактильные ощущения — всё это меня радовало. Я пробовала вязать, шить, валять, но все бросала в итоге. А однажды заинтересовалась ткачеством. Не хотела покупать дорогой станок (совесть не позволяла — вдруг тоже заброшу?), но в итоге поймала себя на мысли, что собираю собственный станок в уме уже вторую неделю. Так потихоньку и собрала, пока была в декрете. Близкие смотрели ошалевшими глазами, но помогали с детьми, сестра прислала бёрдо (гребень из тонких пластин, сквозь который продеты нити основы, для прибоя каждого нового уточного ряда) из Финляндии. Этот станок до сих пор исправно служит. Рада, что не купила готовый, мой удобнее! (Смеется.)

Сейчас у меня несколько станков, в работе обычно одновременно не меньше двух. Учиться я всегда продолжаю: ткачество безгранично, так хочу успеть за жизнь соткать все задуманное и перепробовать все интересные мне техники! Училась с помощью интернета, сложные современные техники изучала по статьям и блогам англоязычных ткачих.


О процессе работы

Возможности станка позволяют ткать несколько отличных друг от друга изделий на одной заправке. Поэтому я стараюсь заправлять длинные основы, продумывать узоры так, чтобы была возможность сделать несколько разных вещей. В среднем один-три дня уходит только на заправку станка и подготовку нитей! Само ткачество может быть быстрым, если речь о половиках, а может и долгим: узорные шали из тонких нитей ткутся по 8-10 см в час. Это 25 рабочих часов только ткачества, не включая перерывов и отдыха. После чего немало времени уходит на заплетение бахромы, влажно-тепловую обработку и на все, связанное с презентацией и продвижением изделия для его продажи. Придумывание узоров я никогда не включаю в стоимость. Мне кажется, идеи появляются в моей голове просто нон-стопом в процессе любой деятельности и во время отдыха.

От трех до пяти часов уходит на работу в специальной компьютерной программе по дизайну тканых изделий, чтобы понять, как заправить станок и "танцевать" по подножкам, чтобы получилось задуманное. При этом иногда приходится исправлять ошибки прямо в процессе, срезать часть уточных нитей и ткать заново. Можно сократить время на заправке, наматывая по 30-50 метров основы, как многие и делают, но однообразие меня утомляет, слишком длинные основы "зависают" на станке, и я иду заниматься чем-то другим, чтобы отвлечься. Мой предел — 11-12 метров основы (это примерно четыре шали). Каждую я тку, немного меняя ход подножек, используя утки разных цветов. Экономия на заправке бессмысленна, если процесс перестает приносить радость из-за однообразия. Можно сказать, что радость и творчество для меня важнее эффективности. Как, наверное, для всех ручных ткачей, иначе мы бы просто ушли в промышленный текстильный дизайн.


С развитием технологий мы отдали создание вещей на откуп промышленности. Это упростило процесс до нажатия кнопки фабричного станка, позволило снизить стоимость, но, к сожалению, зачастую стали страдать эстетичность и качество. Ведь именно полное погружение в процесс помогает ткачихам придумывать новые прекрасные вещи: сами нити прямо в руках, в процессе творения, подсказывают новые решения и идеи! Чем меньше творец вовлечен в процесс, тем сложнее ему изобрести что-то интересное. Поэтому большинство фабричных тканей такие скучные и безликие — при всех современных технических возможностях. Люди восхищаются ткачеством индейцев, которые создают поражающие воображение узоры с помощью пары воткнутых палок и собственного веса. Мы очень многое приобрели благодаря прогрессу, но и многое потеряли.

О продаже изделий

Продавать изделия мне помогает подруга. Она открыла магазин на Etsy (международная торговая площадка, где представлены изделия ручной работы), скупает и продает мои товары по всему миру. Иногда друзья приобретают и друзья друзей, спасибо им всем за поддержку! Мои украшения-"шаттлы" (англ. shuttle — челнок) разлетелись по всему миру: Европа, обе Америки, Азия, Австралия и Новая Зеландия. Как и сотканные мной изделия.

Мой аккаунт в Инстаграме рассчитан на международную аудиторию, поэтому я пишу по-английски. Но я также много пишу для русскоязычной аудитории, в основном на Фейсбуке или в сообществах, посвященных обучению ткачеству.

Об особенностях ручной работы

Один и тот же узор, сотканный обычной промышленной пряжей и спряденной вручную, может выглядеть по-разному, иногда — несравнимо. Ручное натуральное крашение также вносит свой необычный шарм: природные цвета изначально гармоничны и приятны глазу, нет выхолощенной равномерности промышленного окраса. Не говоря уже об экологичности как крашения, так и использования изделия из такой пряжи в быту. Все эти мелкие шероховатости, естественные неровности добавляют изделию глубины и красоты. В этом плане ручное творчество словно часть природы: нет идеальных повторений. Даже самое простое полотно со станка интереснее благодаря этой уникальности каждого кусочка.

Больше всего мне нравятся самопряденные нити, иногда я пряду что-нибудь интересное на бабушкиной самопрялке. Но не для всех изделий такие нити подходят, и мне не хватает времени на прядение в больших количествах. Поэтому обычно я покупаю пряжу. Я использую исключительно натуральные материалы: шерсть, альпаку, шелк, кашемир, хлопок и так далее. Они экологичны, обладают массой положительных свойств и природной красотой. Несмотря на то, что я стремлюсь делать вещи, которые будут служить человеку всю жизнь, а то и после, я осознаю, что все материальное станет всего лишь горсткой праха. Мне приятно думать, что созданное мной однажды просто истлеет, не превращаясь в мусор, загрязняющий планету на столетия. Также я очень уважаю ресайклинг. Рука не поднимается выбросить шелковую или кашемировую вещь, пусть и заношенную до дыр. Я собираю и спасаю такие вещи, режу на полосы сохранившиеся части и использую их в ткачестве — получаются интересные фактуры и эстетически новые изделия. Так натуральные материалы могут еще дольше дарить наслаждение людям своей красотой, теплом и тактильной заботой.


Фото из архива героини

Поделиться

Комментарии